Tesla тестирует беспилотное роботакси
30.06.2025

Компания Tesla официально начала тестирование своего сервиса беспилотных такси (роботакси) в городе Остин, штат Техас. Это важный шаг для компании, которая делает ставку на развитие автономного транспорта, особенно на фоне снижения продаж. Но первые дни испытаний показали, что полностью автономное будущее пока ещё далеко.

Сейчас воспользоваться новым сервисом могут лишь избранные — только те, кто получил персональное приглашение от Tesla. Машины работают с 6 утра до полуночи, но только в определённых районах города, ограниченных специальными «геозонами». Для вызова такси нужно установить специальное приложение. Стоимость поездки фиксированная — 4,20 доллара.

роботакси

Несмотря на заявленную автономность, в каждой машине пока присутствует сотрудник компании. Он сидит на переднем пассажирском сиденье и может в любой момент вмешаться, если система даст сбой. Управление возможно через встроенный интерфейс, в том числе с командами на экстренную остановку.

Стоит отметить, что недавно в Техасе приняли закон об автономной мобильности, который обязывает всех операторов получать разрешение на использование автономных транспортных средств. Этот закон вступит в силу 1 сентября этого года. В документе разрешается эксплуатация на территории штата транспортных средств с уровнем автономности 4. При этом автопилот Tesla в настоящее время классифицируется как система второго уровня. Чтобы обойти ограничения, роботизированная система Tesla будет обслуживаться командой операторов, готовых взять на себя управление при необходимости.

Подтвердить 4-й уровень автономности смог сервис роботакси Waymo, принадлежащий Google. Он уже действует в Финиксе, Лос-Анджелесе, Сан-Франциско и Остине. К концу этого года Waymo планирует расширить своё присутствие ещё на 10 городов. В настоящее время парк автономных автомобилей Waymo насчитывает около 1500 Jaguar I-Pace, оснащённых системами автономного вождения.

В первые же дни испытаний в Остине пользователи, в основном блогеры, начали выкладывать в интернет видео с ошибками автопилота Tesla.
Среди зафиксированных инцидентов — выезды на встречную полосу, резкие и необоснованные торможения, неправильные реакции на полицейские машины, превышение скорости, наезды на бордюры и высадка пассажиров в опасных местах, включая перекрёстки. Многие из ситуаций удалось избежать только благодаря вмешательству ассистентов в салоне.


Робомобиль Tesla дважды резко тормозит из-за полицейских машин за пределами его траектории движения

Регуляторы, включая Национальное управление по безопасности дорожного движения США (NHTSA), уже заинтересовались проблемами и направили компании официальные запросы. Местные власти Остина также в курсе ситуации и взаимодействуют с Tesla.

Аналитики отмечают, что пока технология Tesla недостаточно надёжна для массового применения. Несмотря на амбициозные заявления Илона Маска о запуске сервиса в других городах уже в этом году и планах на миллионы автономных машин к 2026 году, реальность показывает, что путь к полной автономии будет долгим и сложным.

На фоне успешных проектов конкурентов, таких как Waymo, Tesla придётся не только дорабатывать свою технологию, но и завоёвывать доверие пользователей и регуляторов. Рынок роботакси — перспективный, но ошибки на старте могут дорого обойтись.

Стоит также отметить другую новость от Tesla, связанную с автономным вождением. Электромобиль Model Y впервые самостоятельно проехал от завода до дома покупателя, преодолев городской маршрут без участия человека. В салоне не было водителя, и управление не осуществлялось дистанционно. В Tesla продолжают развивать нейросетевые решения на базе искусственного интеллекта, обеспечивающие как работу автопилота, так и других интеллектуальных функций. Реализация такого сценария стала результатом совместной работы команд, занимающихся как программной, так и аппаратной частью. Ожидается, что в ближайшие годы эти технологии станут основой для более устойчивых и масштабируемых решений в области беспилотного транспорта.

Таким образом, несмотря на серьёзные недоработки в работе роботакси и отставание от конкурентов по уровню автономности, Tesla продолжает демонстрировать технологический прогресс. Однако одно успешное событие ещё не означает полной готовности к массовому запуску. Для выхода на конкурентный уровень компании предстоит устранить критические ошибки, убедить регуляторов в надёжности своей технологии и завоевать доверие пользователей. Автономный транспорт — не просто технология, а вопрос безопасности, и здесь каждая ошибка может стоить очень дорого.