Операторы связи РФ начали блокировки мошеннических
звонков в мессенджерах
26.07.2024
Операторы связи переходят к борьбе с мошенническими вызовами в мессенджерах.
В «Вымпелкоме» рассказали, что запустили бесплатный сервис, который блокирует или помечает потенциальные мошеннические звонки
в Telegram, WhatsApp* и Viber.
Система сверяет номер телефона, на который зарегистрирован аккаунт, с базой данных оператора,
Роскомнадзора, ЦБ, «Сбера» и «Лаборатории Касперского».
Если номер проходит по базам как мошеннический, вызов блокируется, а если как спамерский, то помечается как «потенциально опасный».
Для этого пользователям нужно предоставить доступ операторскому приложению к идентификации и блокировке вызовов в настройках
мобильного телефона.
В Tele2 рассказали, что «прорабатывают продукт» совместно с банками, чтобы блокировать подозрительные транзакции,
которые клиент запрашивает после разговоров в приложениях.
У Т‑Банка и МТС есть бесплатные определители номеров в мессенджерах, у последней он доступен только на iOS.
«Технологически мы готовы и к блокировке таких звонков, но сейчас обсуждаем, как сделать это наиболее эффективно: недостаточно просто взять номера, помеченные как спам или мошенничество в базах данных, — при таком подходе есть риск не допустить до клиента полезные звонки», — объяснил руководитель центра экосистемной защиты банка Олег Замиралов.
В сети «Вымпелкома» более 50% всех мошеннических атак проводится именно через мессенджеры, чаще всего в Viber и WhatsApp*,
уточнила замгендиректора «Вымпелкома» Светлана Кирсанова.
Она говорит, что переток мошенников в мессенджеры обусловлен борьбой операторов с фродом в сотовой сети.
С ней согласен руководитель управления по противодействию мошенничеству BI.ZONE Алексей Лужнов.
Он добавляет: «Через мессенджеры сейчас идёт абсолютное большинство мошеннических звонков — до 90%».
По данным Т‑Банка, около 30% мошеннического трафика идёт через мессенджеры, его доля в общем количестве не изменилась с
прошлого года.
Переход мошенников на звонки в мессенджерах произошёл к концу 2022 года, он «связан с мерами по блокировке подменных номеров»,
считает главный эксперт «Лаборатории Касперского» Сергей Голованов.
«Переток мошенников в мессенджеры объясняется работой государственной системы «Антифрод»,
не пропускающей звонки с подменных номеров, а также операторских антифрод‑систем», — согласны в «МегаФоне».
За первое полугодие 2024 года госсистема «Антифрод» предотвратила 335,58 млн вызовов с подменных номеров, а ежемесячно она в среднем выявляет 56 млн таких звонков, говорят в Роскомнадзоре.
Инициатива очень приятная, особенно с учетом развития технологий подмены голоса и изображения на видео.
Однако не очень понятен механизм защиты в случае отсутствия номера, например, в Телеграм.
Помимо этого остается открытым и вопрос потенциального вида атаки на пользователя, когда множество номеров-ботов подают на
номер жертвы жалобу и тем самым причисляют его к мошенникам.
Как "выйти" из такой базы физическому лицу, если она децентрализована?
Вероятно, придется подавать заявки в каждую из вышеуказанных организаций с просьбой исключить ваш номер из списков.
Дополнительные сложности могут возникнуть у ботоделов, ведь теперь можно будет «убить» любой продукт добавив его в
спам-базу и тем самым отключив возможность внешних уведомлений/звонков через блокировку трафика.
При этом подобный функционал часто используется для верификации пользователей в реальных системах.
Ожидаем, как это будет реализовано по итогу.
*принадлежит компании Meta Platforms; Meta Platforms считается в России экстремистской организацией