Зачем и как искусственный интеллект учат понимать эмоции
20.12.2024

Рынок приложений на основе ИИ для распознавания эмоций человека демонстрирует впечатляющий рост в последние годы. Среднегодовой прирост составляет 15,1% (CAGR), и к концу 2024 года его объем превысит $28 млрд. В этой области, помимо крупных компаний, таких как Amazon, Microsoft, Google и IBM, активно работают и небольшие фирмы.

Прогнозируется, что рынок технологий для обнаружения и интерпретации эмоций будет значительно увеличиваться в предстоящие годы, достигая $49,92 млрд к 2028 году при среднем годовом темпе роста 15,3%(CAGR).

Какие стартапы в сфере распознавания эмоций можно выделить:

Модели, которые смогут не только распознавать чувства, но и сами имитировать эмоции, позволят создать более естественные интерфейсы и вывести на новый уровень общение между человеком и роботом.

ИИ эмоции

Обучение искусственного интеллекта (ИИ) пониманию эмоций имеет множество целей, связанных с улучшением взаимодействия между людьми и машинами, а также с повышением качества предоставляемых услуг.

Каковы перспективы этой технологии:

  1. Улучшение пользовательского опыта
    ИИ, который понимает эмоции, может адаптироваться к настроению пользователя и предоставлять более индивидуализированный подход. Виртуальные ассистенты смогут реагировать на разочарование пользователя более сочувственно, а чат-боты смогут определить раздражение или недовольство и передать запрос живому оператору.
  2. Поддержка психического здоровья
    ИИ может анализировать эмоциональное состояние человека по голосу, тексту или мимике, чтобы вовремя выявить признаки стресса, депрессии или тревоги. Эти технологии находят применение в онлайн-консультациях с психологами и в приложениях, предназначенных для контроля стресса и улучшения настроения.
  3. Повышение эффективности обучения
    В образовательных технологиях ИИ может определить, когда ученик теряет интерес или испытывает трудности, и предложить адаптивный подход к обучению.
  4. Этика и инклюзия
    Системы, которые понимают эмоции, могут быть более этичными, так как они учитывают эмоциональное состояние людей, а не действуют "безразлично". Это важно в обслуживании уязвимых групп населения.
  5. Маркетинг и продажи
    Эмоционально понимающий ИИ может анализировать реакцию клиентов на рекламу, продукт или сервис, чтобы повысить их вовлеченность и лояльность.
  6. Улучшение взаимодействия в социальных роботах
    В робототехнике и ИИ для общения с людьми (например, роботы-помощники, компаньоны для пожилых людей) распознавание эмоций позволяет сделать взаимодействие более естественным.
  7. Безопасность и контроль
    В системах наблюдения ИИ может анализировать эмоции людей для предотвращения конфликтов или преступлений. Например, определять агрессивное поведение в толпе.

Разработка искусственного интеллекта, который проявляет большую "человечность" и способен на естественное взаимодействие, является важнейшим условием для его трансформации в полезного помощника не только в области логических задач, но и в умения распознавать эмоциональные потребности пользователей.