В современном мире цифровые технологии стремительно внедряются в одну из самых сложных отраслей экономики – логистику.
Любое развивающееся предприятие, которое использует в своей работе складские площади, рано или поздно сталкивается с
необходимостью оптимизации процессов. В последнее десятилетие появляются все более современные технологии, позволяющие максимально
автоматизировать операций на складах и в логистике.
Amazon – самый яркий пример того, как правильная организация хранения и доставки товаров может превратить небольшой книжный
онлайн-магазин в многомиллиардное многопрофильное предприятие. С 2014 года Amazon активно использует роботов на своих складах,
начав модернизацию с приобретения в 2012 году компании Kiva Systems, пионера современных мобильных робототехнических систем.
Логика работы системы проста: товары хранятся в стандартизированных модулях, а ближайший свободный робот, следуя нанесённой на
полу разметке, транспортирует нужный товар в реальном времени. Это позволяет значительно сократить число сотрудников и исключить
необходимость в конвейерах и погрузчиках.
Видео со складов Amazon
Компания активно развивает свои технологии, так в 2018 году Amazon запатентовала и начала применять уникальных роботов-кладовщиков,
напоминающих медуз, что позволяет им перемещаться по складу, помнить точки сбора и анализировать свободные места.
В ответ на достижения Amazon, китайский гигант
Alibaba Group на своем складе использует роботов Quicktron, которые полностью
заменили людей в задачах, связанных с перемещением товаров.
Эти роботы способны поднимать грузы весом до 500 кг, умеют разворачиваться на месте, движутся по оптимальным маршрутам, избегая
препятствий и взаимодействуя через бесшовную Wi-Fi сеть. С момента своего основания в 2014 году Quicktron продала 700 логистических
роботов Alibaba.
Так выглядят роботы Alibaba
Китай также значительно продвигается в области логистики, и одним из самых значительных достижений в этой области стала
полная
автоматизация портов и терминалов.
Первый в стране полностью автоматизированный контейнерный терминал начал работу в Циндао в
2017 году. В настоящее время в стране успешно функционирует 18 терминалов в различных портах, еще 27 находятся на стадии
строительства или реконструкции.
Все терминалы полностью оснащены интеллектуальными транспортными роботами и современным автоматическим оборудованием.
Портовые роботы в Китае
А как обстоят дела в РФ?
Все приведенные выше примеры относятся к крупнейшим мировым компаниям, и это не просто так.
Позволить себе создание такого склада сегодня может только действительно крупная компания, способная инвестировать солидные
денежные средства в развитие логистики с перспективами на годы вперед.
На сегодняшний день Россия несколько уступает Западу в сфере разработки и внедрения высокотехнологичных складских роботов.
В нашей стране подобные роботизированные склады реализуют лишь немногие крупные компании.
Например, компания
Faberlic в 2021 году успешно завершила пилотный проект роботизации участка центрального склада компании
с использованием роботов Ronavi российского производства.
Заявление уполномоченных лиц о проведении пилотирования
Компания
X5 Group, СДЭК и, ранее ушедшая с рынка РФ компания, компания
Декатлон уже с 2019 года в ряде своих распределительных центров
использует сортировочных роботов Geek+ S20.
Роботы в Декатлон
Роботы в СДЭК
Роботы-грузчики начали применяться и на складе
Wildberries.
Как сообщила в мае 2024 года пресс-служба маркетплейса, роботы-траспортировщики созданы совместно с компанией AstaBot и
предназначены для автоматической транспортировки груза до 350 кг. Устройства напоминают конструкцию роботов-пылесосов,
оснащенные встроенными камерами и датчиками, которые помогают ориентироваться в пространстве и определять расстояние до
препятствий.
Роботы Wildberries
Однако для большинства российских компаний полноценное массовое внедрение роботов в складские процессы
по-прежнему остается не по карману, а некоторые все еще с недоверием относятся к этим технологиям.
Уже сейчас очевидно, что крупные компании получают громадное преимущество, благодаря этим внедрениям:
1) Компании могут уменьшить количество ошибок, связанных с человеческим фактором.
2) Они могут значительно сократить расходы на персонал и повысить эффективность своей работы.
3) Решается вопрос доставки работников на "удаленные объекты", робот находится на складе 24/7.
4) Появляется возможность открытия "складов подскока" в малолюдных районах, которые обеспечивают конкурентное преимущество по
скорости доставки товаров.
5) Меньшее количество работников снижает риски воровства/подмены на складе, а эта проблема особенно актуальна для маркетплейсов.
Очень вероятно, что через некоторое время (5-10 лет) крупные склады ждет "оптимизация" и ее итогом станет реальная замена людей на
роботов. Таким образом на рынке появится множество соискателей на должность "работник склада", что автоматически снизит заработные
ожидания в мелком ритейле и небольших складах на схожую позицию.
Если это не приведет к снижению реальной заработной платы, то, как минимум, остановит ее индексацию.